2.1. Типология спотов Surf Coffee

2.1.1. Основные свойства спотов

1. Контекст: характер среды и ЦА, аттракторы и потоки

2. Класс локации / стоимость открытия

3. Уникальность / эксклюзивность

4. Размер / площадь

Size «S» — менее 30 м2

Size «M» — от 31 м2 до 50 м2

Size «L» — от 51 м2 до 100 м2

Size «ХL» — от 100 м2

2.1.2. Дополнительные свойства спотов

1. Конфигурация и сложность геометрии помещения

2. Вариант зоны фуд

3. Размещение входной группы

4. Наличие летней зоны

5. Глобальная география

2.1.1. Основные свойства спотов

Типология спотов Surf Coffee нужна для того, чтобы сформулировать конкретные  рекомендации к дизайн-проектам. В зависимости от типа спота меняется состав и пропорции разных функциональных зон. На тип спота влияют свойства среды и локации — они могут быть основные и дополнительные. При этом основные свойства определяют тип в целом и влияют на конфигурацию всех функциональных зон, а дополнительные свойства влияют на параметры отдельных зон спота.

Есть 4 основных свойства, влияющих на тип спота:

  1. контекст территории, где расположен спот;
  2. класс локации;
  3. степень уникальности дизайна спота;
  4. размер локации.

Основные свойства регулируют

  • состав и пропорции разных функциональных зон
  • состав и пропорции типов посадки
  • конфигурацию всех функциональных зон
  • степень уникальности спота и акценты
  1. Контекст: характер среды и ЦА, аттракторы и потоки

Главный параметр, который задает интерьер спота — это контекст места, в котором он находится. Контекст задает:

  • характер городской среды: улица в центре, курорт, жилой микрорайон, деловой квартал и пр.
  • ближайшее окружение: транспортные узлы, соседи и конкуренты, достопримечательности. Это может быть ТЦ или БЦ, близость к метро или главным городским местам притяжения. 

В разных локациях будет разная целевая аудитория, в разном объеме и с разными потребностями. От этих факторов зависит будущее наполнение спота. Например, в споте в спальном районе есть сценарий прогулок с детьми, поэтому важно предусмотреть место для детской коляски и пандус.

Споты Surf Coffee можно разделить на 6 типов в зависимости от типа среды, в которую он вписан:

  1. Спот в многофункциональной среде

Эти споты располагаются на пересечении нескольких функций сразу – культурные, образовательные, торговые, деловые. Это места, где сталкиваются абсолютно разные люди – зачастую это центральные улицы или рекреационные зоны –  зеленые (парки, набережные) культурная зоны – творческие кластеры, музеи).

Тут проявляется эффект мультитипичности: кофейни в центре превращаются в узловые точки городской жизни, где каждый найдет что-то для себя.

Примеры спотов: Surf Coffee X Artplay, Surf Coffee X Neglinka, Surf Coffee X VDNH

  1. Спот в образовательной среде

Спот, который соседствует с вузами, лицеями, школами. Часто такие споты расположены в многофункциональной среде, однако, если вуз находится в непосредственной близости (например, через дорогу), или рядом располагаются студенческие общежития, то можно сказать, что спот будет постоянным местом пребывания студентов и это надо учитывать.

Постоянная аудитория – студенты, которые будут использовать спот  в качестве коворкинга.

Примеры спотов: Surf Coffee X Lumiere, Surf Coffee X Change

  1. Спот в жилой среде

Зачастую такие споты располагаются на перифериях города, сегодня споты открываются при новых ЖК. Такие споты располагаются как в жилых комплексах, так и рядом с ними. Эти споты воспринимаются местными жителями как «третье место», что надо будет учесть в зонировании и наполнении кофейни.

Постоянная аудитория – жильцы близлежащих ЖК. Приходят на завтраки, покупают выпечку вечером домой, они приходят на постоянные мероприятия спота, а фрилансеры приходят поработать.

Примеры спотов: Surf Coffee X Jazz, Surf Coffee X Grain, Surf Coffee X Ramenki

  1. Спот в деловой среде

Спот располагается в бизнес центре или же вокруг расположено несколько крупных офисов. Он может также располагаться и в многофункциональной зоне, однако если рядом находится крупный офис какой-либо компании, то нужно учитывать, что они вероятнее всего станут постоянными клиентами места.

Постоянная аудитория – сотрудники организаций. Приходят отвлечься от рабочих забот, перекусить, на утренний кофе/бранч. 

Примеры спотов: Surf Coffee x Yandex,  Surf Coffee X Akademik, Surf Coffee X Umka

  1. Спот в торговом центре

Спот, расположенный в торговом центре. Принимает обличье либо островка, либо отдельного помещения в ТЦ. 

Посещение спотов Surf Coffee в ТЦ – это в основном ситуативная история. Смешанная аудитория, постоянными клиентами будут сами сотрудники ТЦ.
Примеры спотов: Surf Coffee X Swallow, Surf Coffee X Aviapark

  1. Спот в курортной зоне

Спот, который находится при крупных курортах, например, как Красная Поляна. Курортные зоны различаются по своей специфике, это может быть отдых на море или горная местность. В первом случае жаркая погода, в спот могут заходить люди в мокрой одежде, поэтому следует предусмотреть мебель, защищенную от солнца и влаги. Если говорить про горы, то люди приходят с объемным снаряжением и одеждой, для которых предусматривается дополнительное место для хранения.

Это смешанная аудитория, которая сменяет друг друга серийно. Люди приезжают пожить, раскрыть свои хобби, отрываются от рутины. Спот становится на время постоянной кофейней при месте проживания.

Примеры спотов: Surf Coffee X Krasnaya Polyana, Surf Coffee X Riders Lodge

  1. Класс локации / стоимость открытия

Стоимость реализации дизайн-проекта и степень оснащенности спота связана с классом локации. На класс влияет расположение объекта, его доступность и проходимость, состояние изначального ремонта, высота потолков и другие параметры. 

Наиболее престижные места для открытия спотов — центр города, места с удобной транспортной инфраструктурой, новостройка высокого класса с качественной отделкой и высотой потолков не менее 3 метров — класс недвижимости “А”. В таких локациях дизайн спота не может быть типовым, нужно уделить больше внимания уникальным элементам и использованию более дорогих материалов.

Менее престижными считаются места, расположенные не в центральных районах города, вблизи транспортных магистралей, на улицах с малой проходимостью. 

  1. Уникальность / эксклюзивность

Кофейни различаются по степени уникальности дизайна, от него напрямую зависит стоимость создания спота. Этот параметр связан классом локации и расположением спота, так как престижность места влияет на степень уникальности спота. Например, кофейня, расположенная в центре города, больше нуждается в уникальном дизайне, и наоборот — для спота в спальном районе нет такой необходимости. Но если такое желание и возможности есть у Финансового партнера, то это приветствуется. Запрос на уникальность спота нужно получить от Финансового партнера: “готовы ли вы заплатить больше, чем минимально необходимо, чтобы сделать уникальный спот?”

Кроме того, уникальность важна при открытии спотов в новых городах или районах — это создает первое впечатление о компании. При создании типового спота используется существующий каталог элементов, а расстановка мебели определяется правилами размещения элементов. При создании уникальных элементов, дизайнер учитывает каталог анти-элементов, а для размещения также применяет правила размещения элементов.

  1. Размер / площадь

В зависимости от размера можно выделить 4 типа кофеен условного размера «S» , «M» , «L», «XL». Они различаются количеством посадочных мест, размером бара, наличием технических зон, а поэтому — сценариями поведения гостей. Обычно в центре размещают споты меньших размеров, так как стоимость помещения выше, а визиты гостей короче. К периферии размер спотов обычно увеличивается. 

Size «S» — менее 30 м2

Небольшая серф станция. Может быть островком или киоском в ТЦ или БЦ, небольшим спотом в центре города, на транзитных локациях. В таких спотах нет возможности проводить мероприятия. 

Посадка: минимальная (до 15 мест) или отсутствует. В городах с теплым климатом посадка может расширяться за счет летних зон.
Технические зоны: Споты не обладают никаким техническими зонами.

Примеры спотов:

Surf Coffee X Amen (16,5 м2)                                    Surf Coffee X Jump (26,4 м2)   

Size «M» — от 31 м2 до 50 м2

Самый распространенный тип Surf спотов. В основном расположен в центральной части городов.  При наличии летней зоны можно проводить мероприятия на улице. 

Посадка: в этом типе появляется большее разнообразие посадочных мест, количество посадочных мест около 25.
Количество метров на место посадки от общей площади посадки: 1,3-1,5 м2.

Технические зоны: в таких спотах появляются небольшие технические зоны общей площадью около 5 кв.м: туалет, а также склад. Оперативный склад должен быть в каждой кофейне, но есть исключения — например, споты в ТЦ. Склад может находиться и за пределами спота, в отдельном арендованном для этого помещении.

Примеры спотов: Surf Coffee X Dino, Surf Coffee X Cherry, Surf Coffee X Fabrica (до расширения)


Surf Coffee X Dino (30 м2)                                      Surf Coffee X Cherry (47 м2)

Size «L» — от 51 м2 до 100 м2

Более крупный масштаб. В этом размере чаще встречаются флагманские кофейни, появляется большой простор для мероприятий, как снаружи, так и внутри спота.

Посадка: в этом типе характерно разнообразие посадочных мест, количество посадочных мест 25-45.
Количество метров на место посадки от общей площади посадки: 1,5-1,9 м2.

Технические зоны: в таких спотах более просторные технические зоны: 2 туалета, склад, может появиться гардероб. Общая площадь — 7-10 м2

Примеры спотов: Surf Coffee X Cool, Surf Coffee X Tolstoy, Surf Coffee X Right Coast, Surf Coffee X Amur, Surf Coffee X Yakimanka


Surf Coffee X Tolstoy (71,9 м2)                                  Surf Coffee X Yakimanka (92,4 м2)

Size «ХL» — от 100 м2

Самый крупный масштаб. Здесь возможно размещение более масштабной зоны фуд с кухней из-под ножа или уникальных функций

Посадка: в этом типе характерно разнообразие посадочных мест, количество посадочных мест от 45.
Количество метров на место посадки от общей площади посадки: 1,9-2,3 м2.

Технические зоны: в таких спотах более просторные технические зоны: 3 туалета, гардероб, склад. Общая площадь – 10-15 м2.

Появляется место в баре для кухни из-под ножа.

Примеры спотов: Surf Coffee X Ramenki, Surf Coffee X Kusto, Surf Coffee X Jazz, Surf Coffee X Akademik, Surf Coffee X Vdnh


Surf Coffee X Vdnh (140,1 м2)                                 Surf Coffee X Ramenki (104,5 м2)

2.1.2. Дополнительные свойства спотов

Дополнительные свойства влияют на отдельные зоны спота и регулируют:

  • выбор уникальных дизайн-решений на уровне состава
  • конфигурации конкретной функциональной зоны
  • (косвенно) прочие параметры спота
  1. Конфигурация и сложность геометрии помещения

Помещение кофейни может быть лаконичной геометрической формы с прямыми углами или сложной — с непараллельными стенами, частым шагом колонн или с выступами. Могут использоваться несколько залов и создаваться дополнительные антресоли. Это может повлиять на отдельные зоны: например, на форму барной зоны или на конфигурацию посадки.

  1. Вариант зоны фуд

Сегодня кухни по формату и можно разделить на 3 вида.

  1. разогревочная зона (гриль и СВЧ-печь)
  2. зона сборки небольших блюд (гриль, СВЧ-печь, добавляется место для сборки и место под посыпки)
  3. зона кухни из-под ножа (гриль, СВЧ-печь, духовая печь, добавляется стол для готовки – зона находится в разработке)
  4. Размещение входной группы

Подразумевает, как спот вписан в структуру здания — это может быть отдельный вход с улицы, помещение внутри контура здания, где не предусмотрен вход с улицы или островок. В зависимости от этого меняется наличие тамбура, санузла и других элементов.

  • прямой вход с улицы
  • помещение внутри контура (нет входа с улицы)
  • островок
  1. Наличие летней зоны

Летняя зона позволяет расширить границы спота и увеличить количество посадочных мест. Она привлекают внимание гостей, создает дополнительную самопрезентацию и положительно влияет на поток посетителей. Правила открытия и закрытия летних кафе устанавливают региональные или местные власти. Длительность работы летней зоны зависит от климатических условий региона. Например, в Москве период работы летней зоны — с 1 апреля по 1 ноября, в то время как в Краснодарском крае возможно круглогодичное размещение летней зоны.

  1. Глобальная география

Размещение спота в том или ином регионе может влиять на особенности проектирования, поскольку для них характерны различные климатические, локальные, демографические и национальные характеристики конкретных районов строительства. 

Например: 

  • В холодном климате нужно предусмотреть тамбур и дополнительные вешалки для верхней одежды, а у летней посадки ограниченный период действия и меняется ее объем;
  • В региональных спотах гости более настроены на то, чтобы прийти в кофейню на более долгое время;
  • В дизайне могут использоваться материалы отделки, характерные для региона.

География определяет местные потребительские привычки, характерные для определенного региона. Влияет и размер города — например, в малых городах люди больше ориентированы на домашнюю еду и меньше покупают ее в кофейнях. Значит, поток покупателей еды будет меньше, и витрин нужно меньше. Одновременно с этим, в малых городах людям хочется больше пространства внутри спота.